Кто на свете всех ГЛАВнее

Кто на свете всех ГЛАВнее

О двуглавой системе управления в Первоуральске написано столько, что принцип ее действия можно никому не объяснять. А как практически взаимодействую главы – городского округа и администрации? Спорят? Ругаются? Дружат? Да и вообще: кто из глав главнее? Ответы на эти вопросы – в очередном выпуске проекта «Как это работает» – «Двуглавая система управления». – Как вы распределяли обязанности?

Н. Е. Козлов:

– У нас ведь все-таки предпраздничный номер газеты? Поэтому, давайте, я не буду перечислять полномочия и обязанности. Это займет много газетной площади, а читать все это будет не слишком интересно. Отвечу просто. Я как глава городского округа Первоуральск отвечаю за все, связанное с политикой. В ведении Алексея Ивановича Дронова находятся все вопросы, связанные с финансами, экономикой и городским хозяйством. Хотя довольно часто эти сферы пересекаются или дополняют друг друга. Особенно выпукло это видно на примере организации работы первоуральской городской думы.

Депутаты принимают нормативные акты. И это, безусловно, политическая сфера. Но эти документы направлены на создание условий для более эффективной работы хозяйственного механизма городского округа Первоуральск. А это уже – и экономика, и финансы. Поэтому обычно любому проекту решения, который выносится на заседание Думы, предшествуют многие часы консультаций, обсуждений и даже споров с руководителями администрации, и с Алексеем Ивановичем в том числе.

А. И. Дронов:

– Для меня было все просто. Перед тем, как выиграл конкурс на замещение должности главы администрации городского округа Первоуральск, я тщательно изучил три документа: закон о местном самоуправлении, о муниципальной службе и Устав городского округа Первоуральск, в котором четко расписаны полномочия главы и городского округа, и администрации. С первого дня было понятно, у кого какие права и обязанности. Единственное, что нам нужно было выработать – систему взаимоотношений друг с другом. В итоге мы пришли к конфигурации, при которой я в обязательном порядке раз в неделю в оговоренное время и оговоренный день Николаю Евгеньевичу рассказываю, над чем работает администрация, где у нас и что получается, где – нет. Таким образом, глава округа в курсе всех проблем администрации. Второй момент: я четко знаю, что в любой момент времени могу поднять трубку мобильного или обычного телефона, созвониться с Николаем Евгеньевичем и получить консультацию по любому вопросу, который меня интересует, здесь никаких барьеров нет. Ну и третий механизм взаимодействия: работа с думой через работу с партийными фракциями, думскими комитетами, депутатами. Лично мне дума важна не только как законодательный орган, но и как орган, принимающий коллегиальные решения и выражающий мнения избирателей – жителей города. При этом не все решения могут приниматься. Некоторые могут отклоняться, отправляться на доработку.

– У вас бывают конфликты?

А. И. Дронов:
– Каких-то ярких примеров не припомню. Общение – это умение вовремя уступить.

Н. Е. Козлов:

– На примере производства: когда на оперативке обсуждается работа, там ведь – не конфликты и ссоры, а спор, дискуссия, которая приводит к выработке верного решения. Я тоже не припомню каких-то конфликтов. Мы же – взрослые люди, оба профессиональные производственники, работали с людьми.

А. И. Дронов:
– Могу привести примеры, когда я менял точку зрения Николая Евгеньевича, и точно так же могу привести примеры, когда он менял мою, воздействовал аргументами, убеждал. Как правило, это касается социальных вопросов. Я смотрю на городское хозяйство больше как менеджер, для меня экономика, безубыточность, эффективность – это конкретные показатели, осязаемые вещи. А Николай Евгеньевич, как человек, который выражает мнение избирателей, больше ориентирован на социальные аспекты. Взять те же тарифы, которые мы поднимали в первом полугодии. У меня было экономическое обоснование поднять тариф практически до точки безубыточности. Но после того, как мы обсудили это с Николаем Евгеньевичем, а затем с депутатами на комитетах, я точку зрения поменял, мы пришли к тому, что тарифы будем поднимать поэтапно и расписали целую программу до 2017 года – именно тогда будет установлен экономически обоснованный тариф. Тарифами не занимались с 2008 года, по некоторым видам – с 2006-го, но если резко поднимать, то для населения это будет экономический болевой шок. Как менеджер я готов был принять такое решение, но Николай Евгеньевич меня в этом случае притормозил.

– А кто из вас чаще идет на уступки в спорах?

– А. И. Дронов:
– Вопрос не совсем корректный. Разного масштаба бывают и вопросы, и аргументы. Факты таковы, что мы слышим другу друга и можем убедить или переубедить.

Н. Е. Козлов:
– На Алексее Ивановиче – вся хозяйственная работа, экономика округа, кадровая политика. Но прежде, чем принимать ключевые решения, мы их обсуждаем совместно и приходим к какому-то единому мнению, взаимопонимание у нас стопроцентное.

– Как у вас складываются личные отношения?

Н. Е. Козлов:

– У нас очень хорошие рабочие взаимоотношения. Просто действительно хорошие. В силу разницы в возрасте вряд ли мы станем неразлучными друзьями. Но я думаю, что это и ни к чему. Первоуральцы платят нам зарплату за работу, а не за то, чтобы мы вместе проводили свободное время.

А. И. Дронов
– У нас хорошие, но исключительно рабочие отношения. Это абсолютно нормально и это даже лучше: не возникает каких-то личностных зависимостей, которые могут повлиять на работу.

– Чисто теоретически: если бы двуглавая система управления в Первоуральске не была введена, к каким задачам, решенным на данном этапе, город и подступиться бы не смог?

Н. Е. Козлов:
– Рано или поздно она была бы введена. Город напрямую зависит от областных дотаций, субсидий, субвенций и в правительстве области явно не приветствовали бы, чтобы жизнь Первоуральска целиком зависела от смены настроений одного, пусть даже и всенародно избранного, главы. С двоими диалог вести легче.
А. И. Дронов:
– Вопрос такой, не очень благодарный – история не терпит сослагательного наклонения. Если бы не была введена двуглавая система, то многие из тех вещей, о которых уже писала «Вечерка» – дворы, дороги, благополучное и своевременное вхождение в отопительный сезон – горожане бы не увидели. Когда мы с коллегами обсуждали в марте вопрос благоустройства дворов, было общее мнение: «Поздно, все сроки прошли, в областную программу мы не попадем». Я предложил: давайте все-таки поставим себе задачу: войти в эту программу к 1 июня. Мы ее поставили и выполнили. Так что здесь вопрос даже не в том, двуглавая система или одноглавая и что было бы, если бы принцип управления городом не поменяли. Вопрос в людях, в видении городских проблем и подходе к их решению. Если бьешь в одну точку, целенаправленно решаешь вопрос – результат обязательно будет.

– Как вы сами считаете: кто из вас главнее?

Н. Е. Козлов:
– Я часто общаюсь с главами муниципальных образований области, примерно в 80% существует двуглавая система управления. Некоторые главы муниципалитетов говорят, что эта система несовершенна, что она у них на территории не работает. Когда спрашиваю, почему, чаще всего слышу в ответ: чрезмерные амбиции главы округа и главы администрации приводят к противостоянию. Понятно, что если силой меряться, то работы никакой не будет. У нас с Алексеем Ивановичем партнерские отношения. Да, в Уставе городского округа Первоуральск сказано, что глава городского округа – это высшее должностное лицо, но я не считаю себя «главнее». Я пришел сюда работать, а не выяснять, кто выше стоит.
А. И. Дронов:
– Если вопрос рассматривать в юридической плоскости, то, как уже сказал Николай Евгеньевич, в Уставе городского округа все сказано четко: высшее должностное лицо – это глава городского округа. Но отношения у нас абсолютно партнерские, а не начальника и подчиненного. Вообще, это вопрос личностной зрелости. Я пришел с завода, годовой бюджет которого равен бюджету Свердловской области, пришел работать, решать конкретные хозяйственные задачи, а не за тем, чтобы удовлетворить политические амбиции или получить звездочку на погоны. Когда в городе горит свет, нормально функционирует коммунальная сфера, работают все органы местного самоуправления – я считаю, что тогда моя работа выполняется хорошо. В целом, вопрос: «кто тут главный?» на повестке дня не стоит, никакими детскими болезнями мы в этом отношении не страдаем. Высшее должностное лицо в Первоуральске – это глава округа. Я считаю, что Первоуральск – один из немногих позитивных примеров, где отношения между главой округа и главой администрации выстроены на партнерской основе. Так что наш город – это не тот случай, когда личные комплексы руководства муниципалитета берут верх над профессионализмом.