Первоуральская Общественная палата в новом составе собралась второй раз, чтобы обсудить проект федерального закона об организации местного самоуправления, а также обсудить принципы общественного контроля и работы Общественной палаты Свердловской области. В заседании участвовали приглашенные лица – руководитель рабочей группы Общественной палаты по развитию местного самоуправления и местных институтов гражданского общества в муниципальных образованиях Свердловской области Александр Ханин и эксперт этой группы Галина Артемьева.
В начале заседания произошло распределение членов Общественной палаты Первоуральска по трем постоянным комиссиям. Комиссию по благоустройству и ЖКХ возглавил Николай Павлович Минькин. Руководителем комиссии по социальной политике выбрали Любовь Александровну Тишкову, по общественному контролю – Владимира Серафимовича Плюснина.
О внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» доложила Галина Артемьева.
Согласно проекту закона, вводится новая формулировка понятия «городской округ».
– То есть, городским округом будет считаться муниципалитет, в котором численность городского населения составляет не менее двух третей от общей численности. Кроме того, территория развития административного центра не должна быть больше собственно площади населенного пункта, – поясняет Галина Артемьева. – Если этот проект закона будет принят, то появится новый вид муниципального образования, с теми же вопросами местного значения, что и у городского округа, который будет называться «муниципальный округ».
Для Первоуральска ничего не изменится, поскольку по характеристикам он попадает в те критерии, которые будут установлены для городского округа. Напомним, численность населения Первоуральска составляет 146511 человек, из них 123655 человек проживает в городской местности и 23856 человек – в сельской.
О принципах общественного контроля и работы Общественной палаты Свердловской области доложил Александр Ханин.
– В 2014 году вышел федеральный закон об общественном контроле, в 2016 вышел региональный закон Свердловской области об общественном контроле, эти нормативные акты устанавливают обязательную процедуру общественного контроля над общественно-значимыми решениями, – пояснил Александр Ханин. – То есть, когда решения касаются большого количества жителей, например, меняется конфигурация двора, и это касается всех жителей, которые живут там, или, например, строится новый объект, то такие вопросы в обязательном порядке должны проходить через общественный контроль. И общественный контроль может быть как до, например, начала стройки – общественные слушания, – так и после, в виде общественной экспертизы данного проекта.
В полномочиях Общественной палаты – выявить, что права граждан нарушены и составить соответственное ходатайство.
И хотя у Общественной палаты все решения носят рекомендательный характер, закон в обязательном порядке утверждает необходимость согласования общественно значимых вопросов с Общественной палатой. Это значит, орган в состоянии влиять на изменения, например, в вопросах благоустройства, строительства новых объектов.
– К примеру, вчера, на приеме граждан среди вопросов был такой, который входит непосредственно в компетенцию Общественной палаты, это вопрос организации зеленых поясов вокруг муниципалитетов. То есть, создание зоны лесов, которые не подлежат вырубке, путем новых насаждений, – говорит Александр Ханин. – Это инициатива может идти от местных жителей, или от органов местного самоуправления, когда депутаты или администрация делают ходатайство в Общественную палату Свердловской области, и мы утверждаем на уровне регионального законодательного акта это положение о зеленом поясе.
Также в полномочия Общественной палаты входит привлечение различного рода экспертов, создание экспертных групп, которые помогут принять решение в тех или иных вопросах.