Главной особенностью водно-солевого обмена у детей является его высокая интенсивность, лабильность (непостоянство), а также задержка жидкости и минеральных солей в организме. Вода является наиболее распространенным и важным соединением в организме, в водной среде осуществляются все химические, обменные и транспортные процессы, она служит универсальным растворителем питательных веществ и обмена. К моменту рождения ребенка содержание воды в его организме составляет 75-80 % его массы и зависит от степени зрелости. У недоношенных количество жидкости больше в связи с незрелостью регуляторных механизмов, повышенной гидрофильностью тканей и незначительным содержанием жира. С возрастом относительное количество ее уменьшается, особенно интенсивно в первые годы жизни. К 3-5 годам общее количество жидкости достигает уровня взрослого человека. Несмотря на то, что в раннем возрасте на единицу массы тела приходится больше воды, детский организм существенно хуже взрослого противостоит потерям жидкости. Повышенная потребность детского организма в воде связывается с тем, что на выведение одного и того же количества органических и неорганических веществ дети затрачивают в 2-3 раза больше воды, чем взрослые. У детей большее количество воды выводится, минуя почки. Эти потери зависят от различных факторов: волнения, общего беспокойства, крика, плача, изменения температуры, влажности и т.п. Все эти факторы увеличивают объем внепочечных потерь и нарушают равновесие воды между кровью и тканями. Особенностью солевого обмена является то, что периоды повышенной задержки минеральных солей сменяются периодами усиленного их выведения. Для детей характерен положительный баланс минерального обмена, что связано с интенсивным ростом организма (особенно костной ткани), задержка солей фосфора, кальция, калия и натрия.