Профилактика зрительного переутомления у детей и как следствие – нарушение зрения

Воспринимая световые раздражения от чрезмерных усилий и напряжения, глаза утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния.

Причины нарушения зрения у детей:

–  наличие хронических заболеваний,

– нерациональное питание,

– наследственная предрасположенность,

– высокая зрительная нагрузка,

– длительное статическое напряжение,

– проблемы с позвоночником,

– несоблюдение режима дня,

– сокращение длительности ночного сна,

– неправильная организация занятий в домашних условиях и в образовательных учреждениях.

Основной причиной нарушения гигиены зрения у детей является телевизор. Серьезную нагрузку на органы зрения детей дает чтение – процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Не секрет, что в настоящее время наиболее актуальной проблемой работы с компьютером  является  его воздействие на зрение детей и подростков. Неприятные ощущения в области глаз, как ощущение усталости, дискомфорта в виде пелены перед глазами, неясных очертаний предметов наблюдаются в разное время у 40-92%, а ежедневно у 10-40% пользователей.  Доказано, что утомление развивается через 30 мин непрерывной работы за компьютером у каждого третьего старшеклассника и у каждого второго ребенка 7-9 лет. У детей с пониженной остротой зрения коэффициент утомляемости возрастает почти в 4 раза.

Как предупредить нарушения зрения у детей?

Ограничивать зрительные нагрузки при пользовании компьютером:  не допускать детей до 2-х лет к компьютерным играм и просмотру телепередач; сократить детям старше 10 лет длительность работы за компьютером до 2-х часов в день, обеспечив достаточную дистанцию до монитора – 40-60 см.

Ограничивать зрительные нагрузки при просмотре телевизора:

сядьте на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже;

расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран;

не смотрите ТВ в полной темноте, держите включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор;

исключите бесконтрольный просмотр детьми телепередач: обеспечьте расстояние до телевизионного экрана не ближе 2-3 метров.

Соблюдать гигиенический регламент проведения занятий:

выполнения домашних заданий для учащихся  в 1 классе – до 1 часа, во 2-м – до 1,5 часов, в 3-4 классах – до 2 часов, в 5-6 классах –  до 2,5 часов,  в 7 классе – до 3 часов, в 8-11 классах – до 4 часов;

продолжительность непрерывной учебной деятельности школьников (чтение, письмо не должна превышать  7-10 мин. для учащихся 1-4 классов, 10-15 мин. – для учащихся 5-11 классов.

продолжительность непрерывной образовательной деятельности дошкольников не должна превышать: 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; 15 мин. – от 3 до 4 лет; 20 мин.- от 4 до 5 лет; 25 мин. – от 5 до 6 лет; 30 мин. – от 6 до 7 лет. Общая продолжительность занятий дома для детей младшего дошкольного возраста в течение дня не должна превышать 40 минут, при этом обязательны перерывы для отдыха каждые 10 мин., переключая внимание детей, чтобы ребенок смотрел вдаль; необходимо также чередовать спокойные игры с подвижными, уменьшая время игр со значительным зрительным напряжением.

Выбирать печатные издания, предназначенные для детей соответствующего возраста, с четким шрифтом на белой бумаге. Создать оптимальные условия освещенности на рабочем столе ребенка дома и в образовательном учреждении (левостороннее естественное освещение, достаточное искусственное освещение).

Обеспечить правильную посадку ребенка во время занятий:  расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-45 см у учащихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов; строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.

Вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов ежедневно,  пребывание на свежем воздухе.

Питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны.

Соблюдать режим дня с чередованием труда и отдыха.