Существенную часть общей учебной нагрузки школьников составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Это прежде всего касается учащихся младших классов в связи с несовершенством их костно-мышечного аппарата. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.
Несоответствие мебели росту детей, изменение пропорций (соотношений) между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает асимметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки.
Для предупреждения развития патологии, обусловленной несоответствием мебели характеру учебно-воспитательного и трудового процесса врач педиатр должен владеть методами контроля за правильны подбором мебели, ее расстановкой в групповых, спальных, учебных помещениях, знать правила рассаживания учащихся с учетом состояния из здоровья, следить за правильной посадкой школьников во время занятий.
Требование к школьной мебели.
-наличие санитарно-эпидемиологического заключения, в области применения которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений.
-наличие *цветовой и цифровой маркировки на партах, столах и стульях на наружной боковой поверхности.
-соответствие функциональных размеров учебной мебели ее номеру и маркировке. Контроль осуществляется при измерении высоты верхнего края крышки стола, обращенного к ученику, и высоты сиденья стула. При оценке мебели с регулируемыми параметрами контролируют соответствие номеру каждого положения регулировки.
-покрытие школьной мебели должно быть без дефектов.
При оборудовании учебных помещений нужно соблюдать требования по расстановке мебели, в соответствии с таб. 6.2 СанПиН 1.2.3685-21:
-расстояние между рядами двухместных столов – не менее 50 см;
-расстояние между стенами (светонесущей и противоположной светонесущей) – не менее 50 см;
-расстояние от учебной доски до первого ряда столов – не менее 240см;
-наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столов – не более 860см;
Правила рассаживания детей
Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы.
Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным учебным местом за партой или столом в соответствии с его ростом, зрением и слухом.
Стол (парта) и стул должны иметь одинаковый номер и *цветовую (цифровую) маркировку. Рассаживание учащихся следует проводить с учетом состояния их здоровья.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами и простудой, нужно сажать как можно дальше от наружной стены.
Для учащихся с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера, ставят первыми, причем учеников с пониженной остротой зрения следует размещать в первом ряду от окон.
Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2 раз в год менять школьников, сидящих в первом и последнем ряду.
Как источник информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале, который заполняет медицинский работник общеобразовательного учреждения. В этом журнале для каждого ученика отмечают необходимый набор мебели, а также записывают рекомендации по рассаживанию учащихся в зависимости от состояния его здоровья.
Правильная рабочая поза учащегося характеризуется следующими признаками:
-голову держат прямо или слегка наклоняют вперед;
-корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край стола);
-руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;
– ноги согнуты под прямым или несколько большим углом (100-110 градусов) с опорой на пол или подножку парты (стола)
-расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости должно соответствовать длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.
Современные подходы к оптимизации учебного места отличают наличие различных видов ученической мебели и вариантов ее использования, в том числе совмещенных, что способствует профилактике переутомления детей и повышению работоспособности.
*Цифровая и цветовая маркировка учебной мебели (таб. 6.2 СанПиН 1.2.3685-21)
Длина тела ребенка | Номер мебели | Цветовая маркировка | Высота столов | Высота стульев |
До 850 мм | 00 | Черный | 340 мм | 180 мм |
850-1000 мм | 0 | Белый | 400 мм | 220 мм |
1000-1150 мм | 1 | Оранжевый | 460 мм | 260 мм |
1150-1300 мм | 2 | Фиолетовый | 520 мм | 300 мм |
1300-1450 мм | 3 | Желтый | 580 мм | 340 мм |
1450-1600 мм | 4 | Красный | 640 мм | 380 мм |
1600-1750 мм | 5 | Зеленый | 700 мм | 420 мм |
1750-1850 мм | 6 | Голубой | 760 мм | 460 мм |