Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах

В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

При этом, данной статьей на граждан также возложена обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами. Согласно правилам пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: использовать открытый огонь, бросать горящие спички, окурки, применять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов, а также совершать иные действия, перечисленные в пункте 8 Правил.

За нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, предусматривающая штрафные санкции для граждан в размере от 1500 до 3000 рублей; для юридических лиц – от 50 000 до 200 000 рублей. При этом нарушений указанных правил в условиях особого противопожарного режима влечет наложение штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Если в случае неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности уничтожены или повреждены лесные насаждения, и им причинен значительный ущерб, действия граждан могут быть квалифицированы по статье 261 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 указанной статьи предусматривает наказание вплоть до четырех лет лишения свободы».
Новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

«В соответствии с ч. 6 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 «О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование» утверждены новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее – Правила). Правила устанавливают порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

а) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
б) сброса сточных вод;
в) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
г) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
д) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
е) разведки и добычи полезных ископаемых;
ж) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации;
з) удаления затонувшего имущества;
и) сплава древесины (лесоматериалов); 
к) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
л) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
м) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем;
н) осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) на водных объектах с акваторией площадью больше 200 гектаров, образованных до 1980 года водоподпорными сооружениями на водотоках.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование в перечисленных выше случаях, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта, координатах
местоположения береговой линии (границы водного объекта), содержащихся в государственном водном реестре.

Исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 календарных дней с даты получения документов.