Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Жариков А.Н.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Исходя из требований ч. 2 ст. 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), при наличии у осужденного имущества или жилища, остающихся без присмотра, суд выносит определение или постановление о принятии мер по их охране.
В случае, если указанный вопрос не решен при вынесении приговора, то он может быть разрешен в порядке п. 15 ч. 1 ст. 397 УПК РФ.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 397 УПК РФ суд рассматривает, в том числе, вопросы о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.
На основании ч. 1 ст. 396 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 399 УПК РФ осужденный вправе обратиться с ходатайством о рассмотрении вопроса о принятии мер к охране жилища в суд по месту исполнения приговора.
Так как УПК РФ и федеральным законодательством не определен перечень субъектов, на которых судом может быть возложена обязанность
по осуществлению определенных им мер по охране остающегося без присмотра жилища осужденного, равно как и перечень возможных мер, порядок и иные вопросы их исполнения, Конституционным Судом Российской Федерации до урегулирования указанных вопросов на законодательном уровне даны следующие разъяснения.
Если осужденным самостоятельно не приняты гражданско-правовые меры по охране своего жилого помещения и будет установлено отсутствие у него возможности в их самостоятельном принятии, суд полномочен принять меры по охране остающегося без присмотра жилого помещения такого гражданина и возложить их исполнение на конкретных субъектов, а именно:
опечатывание жилого помещения и периодическая проверка его сохранности могут быть возложены на орган внутренних дел по месту нахождения жилого помещения и (или) на администрацию муниципального образования (поселения, городского округа, муниципального округа);
обязанность по запрету регистрации граждан в жилом помещении без согласия собственника – на органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);
обязанность по запрету государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) – на территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
иные обязанности, необходимые для охраны жилого помещения, – на администрацию муниципального образования (поселения, городского округа, муниципального округа) с учетом особенностей организации местного самоуправления и разграничения соответствующих полномочий в городах федерального значения и на иных территориях.