C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц

C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии с законодательством об электронной подписи.

Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 5 июля 2021 года получить квалифицированную электронную подпись можно в Удостоверяющем центре ФНС России.

Сделать это могут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:

  • Удостоверяющий центр ФНС России выдает квалифицированные сертификаты только юридическим лицам (лицу, действующему от имени компании без доверенности) и индивидуальным предпринимателям;
  • Сертификат выдается в единственном экземпляре только руководителю организации.
  • Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
  • Квалифицированные сертификаты для заявителей выпускаются территориальными налоговыми органами. Заявитель должен лично прибыть в точку выдачи, предоставить паспорт и СНИЛС и пройти процедуру идентификации.
  • Закон не предусматривает получение какого-либо из перечисленных вариантов ЭП по доверенности.
  • Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT и другие, соответствующие установленным требованиям. Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.

Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Полученные квалифицированные сертификаты имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России для получения технической поддержки могут обращаться по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.

С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели могут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

С 1 января 2022 года вступают в силу дополнительные ограничения:

Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций можно будет получить только в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;

Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить только в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;

Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.