Межрайонная ИФНС России № 30 по Свердловской области, сообщает.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 15.08.2017 № 03-01-15/52356 разъяснило следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.
Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения контрольно-кассовой техники для пользователя (продавца) при оплате товара покупателем – физическим лицом посредством платёжного поручения через кредитную организацию, за исключением положений пункта 9 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчётов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется в случае оплаты товаров (работ, услуг) покупателями (клиентами) – физическими лицами (с учётом исключения, указанного в пункте 9 статьи 2 Закона № 54-ФЗ) посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (индивидуального предпринимателя).
В этом случае организация (индивидуальный предприниматель) направляет кассовый чек на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты (далее – данные покупателя), кроме случаев, когда у организации (индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (индивидуальным предпринимателем) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя.
Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ пользователь обязан выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчётов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчётности в случаях, предусмотренных Законом № 54-ФЗ.
При этом обращаем Ваше внимание на то, что 21.02.2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении законопроект от 18.12.2017 № 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа», который, в частности, предусматривает внесение в статью 1.2 Закона № 54-ФЗ пункта 5.3 следующего содержания:
«Пользователи при осуществлении расчётов в безналичной форме, за исключением расчётов, указанных в пункте 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчётности одним из следующих способом:
- в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты покупателя (клиента) до передачи товара, начала выполнения работы или оказания услуги;
- на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчётов за товар;
- на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента и пользователя (его представителя) в случае расчётов за работы и услуги.
При осуществлении расчётов, указанных в пункте 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек (бланк строгой отчётности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления денежных средств на расчётный счёт пользователя, но не позднее момента передачи товара, момента начала выполнения работы или оказания услуги.»
Кроме того, пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» определено, что электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчётов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платёжных карт, а также иных технических устройств.
Учитывая вышеизложенное, с 01.07.2018 года организация или индивидуальный предприниматель, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, при осуществлении расчётов с физическим лицом с использованием электронного средства платежа без его предъявления (то есть, в безналичной форме) обязан применять контрольно-кассовую технику и выдавать (или направлять) покупателям (клиентам) кассовые чеки (в том числе, при расчётах с использованием банковских счетов, при расчётах с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»).
Межрайонная ИФНС России № 30 по Свердловской области