Так называемый «Праздник красок Холи» (употребляются также названия «Холи-фест», «Фестиваль красок Холи» и др.), проводимый во многих городах России, включая Челябинск, является традиционным индийским религиозным праздником Пхагвах, который отмечается в Индии в течение нескольких дней в конце февраля – начале марта и сопровождается соответствующими религиозными ритуалами.
Праздник связан с древнеиндийским мифом о противостоянии Вишну, одного из верховных божеств индуистского пантеона, и демоницы Холики, которая была сожжена на костре.
«Холи— индуистский новогодний праздник, справляемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль—март), но изначально, по-видимому, связанный с весенним равноденствием. Обычная продолжительность — 3 дня. Центральный момент первого дня — сожжение огромного чучела или украшенного дерева; бывает, что при этом различные селения или кланы состязаются за овладение висящими на дереве предметами. Иногда практикуются прыжки и прогон скота через огонь, а также хождение по угольям. На второй день прежде было обычным вращение участников вокруг столба на крюке. Иногда в этот день качают на качелях статуи богов. Устраиваются также игровые «битвы» между мужчинами и женщинами. Третий день часто ознаменован торжественной процессией во главе с «царем». На протяжении второго и третьего дней участники посыпают друг друга цветным порошком, поливают подкрашенной водой или просто бросаются грязью. В обрядности Холи присутствуют оргиастические элементы. В разных областях Индии этот архаический обряд по-разному привязывается к мифологии индуизма. Древнейшая из известных индуистская интерпретация трактует Холи в связи с мифом о сожжении Камы взглядом Шивы. На севере Индии обряд нередко связан с легендами о Кришне и его играх с гопи, но чаще всего — с мифом и именем демоницы Холики, противницы Вишну, к имени которой и восходит современное название праздника; чучело ее сжигается в праздничном костре».
Вот как пересказывают миф, лежащий в основе проводимого мероприятия, сами устроители «Праздника Холи»:
«Раньше Холи именовался Холика. Так звали легендарную сестру короля демонов, который получил в дар от Брахмы неуязвимость – он не мог быть убит «ни днем, ночью; ни в доме, ни снаружи его; ни на земле, ни на небе; ни человеком, ни животным». В результате он так возгордился, что возомнил себя хозяином Вселенной. Однако сын короля демонов Прахлад чтил Вишну, за что отец на него разгневался и даже предпринял несколько неудачных попыток убийства. Наконец, он приказал своей сестре Холике посадить Прахлада на колени и забраться вместе с ним на костер. Огонь не должен был причинить Холике вреда, поскольку она была накрыта магической шалью, предохранявшей владельца от пламени. Однако вышло так, что шаль защитила именно Прахлада (который предусмотрительно помолился Вишне), а злая Холика сгорела дотла».
Во время празднования Холи в Индии ритуальный костер сооружается ежегодно, на нем сжигается чучело Холики. Празднование сопровождается посыпанием себя разноцветными красками, которые символизируют пепел от костра демоницы, а также распитием специального напитка – тандай,- содержащего марихуану.
Следует отметить, что в индийской культуре праздник Холи содержит в себе элемент инициации (посвящения в культ), также, как, например, раздача прасада (идоложертвенной пищи) у кришнаитов.
Таким образом, «Праздник красок Холи», безусловно, имеет религиозную подоплеку: в частности, на это указывает присутствие имени демоницы Холи в названии праздника, мифологическая составляющая концепции проведения данного праздника и история его возникновения.