Заседания первоуральской городской думы народные избранники ждали с особым чувством: ведь именно 26 марта, им, впервые с момента введения в Первоуральске двуглавой системы власти, предстояло заслушать годовые отчеты главы городского округа Первоуральск Николая Козлова и главы администрации городского округа Первоуральск Алексея Дронова.
Не потрясло
Зал заседаний на третьем этаже здания администрации полон: желающих услышать доклад лично набралось немало. Помимо депутатов в зале сотрудники администрации, помощники депутатов, общественники, пресса. Для тех, кому в зал попасть не удалось (а мест для зрителей всего пятьдесят) в холле организована телетрансляция. Центральные, они же и первые по списку вопросы – отчеты глав. Депутатам для ознакомления отчеты были разосланы за неделю до заседания и, судя по возникшим вопросам, многие к «домашнему заданию» – прочитать внимательно – отнеслись с особым тщанием. Однако не будем забегать вперед, а для начала тезисно остановимся на основных положениях отчетов.
Сведения об основных социально-экономических показателях развития за 2014 год в обоих докладах оказались идентичны, что, собственно, и не удивительно, все-таки речь в них шла об одном и том же городском округе. Несмотря на то, что 2014 год прошел под знаком регулярных экономических потрясений – снижении цен на нефть, ужесточении санкций, введенных отдельными странами, в отношении ряда крупных российских компаний, ослаблении рубля – для Первоуральска этот год был наполнен позитивом – практически по всем показателям социально-экономической жизни отмечается рост. Так, оборот крупных и средних организаций городского округа, относящихся к промышленной отрасли, в 2014 году составил 68,99 млрд. рублей, или 106,5 % к уровню 2013 года (по итогам 2013 года наблюдалось снижение объемов выпускаемой продукции промышленными предприятиями по сравнению с 2012 годом – на 4 %), предприятия обрабатывающих производств, в основном влияющие на стабильность социально-экономической ситуации в городском округе, в 2014 году произвели продукции на сумму 65,13 млрд. руб. (на 6,5 % больше, чем в прошлом 2013 году), оборот организаций по производству и распределению электроэнергии, газа и воды составил 3,14 млрд. руб. (увеличился в денежном выражении на 11,3 %), объемы отгруженной продукции сельскохозяйственных организаций в 2014 году увеличились на 5 процентов по сравнению с 2013 годом и составили 1,2 млрд. руб.
Объемно, однако
Однако далее информационные пути докладов разошлись. Как председатель первоуральской городской думы, Николай Козлов подробно остановился, во-первых, на деятельности представительного органа власти, работе комитетов думы и депутатских объединений, а также работе с обращениями граждан, приеме избирателей, проведении публичных слушаний, нормотворческой деятельности Первоуральской городской Думы. Во-вторых, уже как глава городского округа Первоуральск, Николай Евгеньевич отчитался об осуществлении представительских функций, реализации полномочий в сфере межнациональных отношений, гражданской обороны и защиты населения, а также в сфере деятельности призывной комиссии и взаимодействия с силовыми структурами. Подробный доклад сопровождался слайдами, кроме того все желающие получили доклад Николая Козлова в виде буклета. В итоге вопросов у депутатов возникло немного. Так, Владислав Пунин уточнил, в каком состоянии находятся защитные сооружения – бомбоубежища. Николай Козлов пояснил:
– На территории городского округа размещено 93 защитных сооружения, находятся они в федеральной собственности. В 2014 году мы провели обследование бомбоубежищ. К сожалению, 70% из них для использования непригодно, 30% требует текущего или капитального ремонта. Кроме того, 7 бомбоубежищ оказались в собственности частных лиц. Письмо по этому поводу было направлено на имя председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, однако ответ, в том числе по финансированию ремонта бомбоубежищ на территории ГО Первоуральск, пока не получен. Что касается перехода ряда бомбоубежищ в частные руки, то эту информацию мы доведем до прокурора Первоуральска Александра Рудых.
Получив слово, депутат Денис Ярин задал сразу несколько вопросов:
– Николай Евгеньевич, исходя из опыта работы, как вы считаете: не было ли ошибкой введение двуглавой модели власти в Первоуральске? Как изменились ваши полномочия, после того, как вы стали не только председателем думы, но и главой городского округа ? И, наконец, почему вы скрываете контракт сити-менеджера?
– О плюсах и минусах двуглавой модели власти можно рассуждать бесконечно, – так начал свой ответ на пакет вопросов Николай Козлов, – Эту тему я неоднократно обсуждал с руководителями муниципальных образований Свердловской области. И каждый раз мы приходили к мнению: там, где оба главы не в меру амбициозны и «играют мускулами» – ничего хорошего от двуглавой модели власти ждать не приходится. Мы с главой администрации Алексеем Дроновым сразу договорились о разумном разделении полномочий, поэтому в Первоуральске эта модель себя оправдывает. Так что все зависит от людей. Безусловно, когда к обязанностям председателя думы добавились полномочия главы городского округа, нагрузка существенно возросла, появилась необходимость более предметно вникать в бюджетный процесс, экономику городского округа. Хорошо, что в работе помогают замы по думе. Что же касается вашего третьего вопроса: скажите, вы можете, придя на предприятие, потребовать, чтобы руководитель предъявил вам контракт кого-либо из сотрудников? Уверяю вас, контракт, заключенный с сити-менеджером Первоуральска абсолютно стандартный, типовой для Свердловской области.
Депутат от фракции «Яблоко» Владимир Плюснин задал Николаю Козлову вопрос о зарплате:
– В 2014 году вы подняли себе зарплату. Сейчас в стране кризис. Нет желания ее снизить?
– Сам себе зарплату я не поднимаю и не назначаю. – ответил Николай Козлов, – Напомню, что по штату мне, как главе городского округа полагается помощник, однако эта должность до сих пор вакантна, справляюсь сам. Что касается думы, то мы оптимизировали фонд оплаты труда и сняли с бюджета финансовую нагрузку в размере полутора миллионов рублей. В целом же, данной ситуации вопрос надо ставить не об объеме заработной платы, а о том, какой объем работы за эти деньги исполнен.
Депутат той же фракции Виталий Листраткин заинтересовался вопросом приема избирателей:
– Николай Евгеньевич, согласно отчету, на приме у вас за год побывало 93 человека, то есть, если поделить на 12 месяцев – примерно по 8 человек в месяц.
– Эффективность работы по приему избирателей количеством не оценивается: я принимаю все, кто приходит на прием. Если народу обращается немного, значит, городские власти работают хорошо и все вопросы решаются без обращений ко мне как председателю думы или главе городского округа, – ответил Николай Евгеньевич.
Руководитель фракции «Единой России» в думе Наталья Воробьева отметила: в отчете Николая Козлова много говорится о работе этой фракции.
– Однако ничего не сказано о работе других партийных фракций, – продолжила Наталья Владимировна, – Они что, бездействуют?
– Я сам член фракции «Единой России», регулярно участвую в заседаниях, знаю работу депутатов-единороссов не понаслышке. Однако это не означает, что фракция «Справедливой России», «ЛДПР» или депутатское объединение, которое возглавляет Владимир Валькер бездействуют:мы регулярно встречаемся, в том числе на заседаниях комитетов и думы. Единственное исключение – фракция «Яблоко», которая игнорирует работу комитетов и думы.
Депутат Галина Селькова задал глобальный вопрос – что именно Николай Козлов считает самым главным в свое работе в 2014 году.
– Произошла консолидация власти, – ответил Николай Евгеньевич, – В итоге общество, видя, что к власти пришли нормальные люди, успокоилось.
После того, как было задано еще несколько вопросов, депутаты поставили вопрос о работе главы городского округа в 2014 году на голосование. Большинством голосов работа Николая Козлова была признана удовлетворительной.
Город, комфортный для проживания
Не менее объемный доклад представил глава администрации городского округа Первоуральск Алексей Дронов.
– Точка отсчета в моей работе в качестве главы администрации городского округа Первоуральск – ноябрь 2013 года. Я не оцениваю тех, кто работал в администрации до меня, однако я оцениваю то, в каком состоянии достался мне город: проблем в городском хозяйстве была масса. Первое, что было сделано – разработан план по приведению города в порядок: дороги, освещение, несанкционированные свалки, водопроводные сети, которые находились в аварийном состоянии. На основании плана была составлена программа по каждому подразделению администрации. В 2014 году объем доходов городского округа на 300 млн. рублей превысил доходы 2013 года. Все эти деньги были направлены на решение первоочередных задач в городском хозяйстве.
Благоустройство дворов, замена лифтов, упорядочение рынка наружной рекламы, что весьма положительно сказалось на облике города, избавив его, по словам Алексея Дронова, «от скопища рекламных тряпок», ликвидация незаконно размещенных киосков, решение проблемы освещения, причем не только в городе, но и поселках и СТУ – это только малая часть проблем, которые начали решаться в 2014 году.
– За год проведено финансовое оздоровление муниципальных унитарных предприятий. На примере крупнейших – «Водоканала» и МУП «ПО ЖКХ» – можно сказать, что если отбросить невозвратные долги, которые накопили перед этими предприятиями компании-банкроты, то в целом и «Водоканал», и МУП «ПО ЖКХ» в 2014 году вышли на точку безубыточности. В 2014 году разработаны и приняты схемы водо- и теплоснабжения, документы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности городского округа.
В части исполнения майских указов президента, семь из которых относятся к полномочиям органов местного самоуправления, первое, что отметил Алексей Дронов – выполнение указа о повышении уровня зарплаты педагогов до средней по области. Аналогичного показателя удалось добиться и в отношении заработной платы работников культуры.
– Указу президента об обеспечении детей местами в ДОУ предшествовала активная работа по стимулированию повышения рождаемости, так что к моменту подписания указа, спрос на места в детсады уже был сформирован, – продолжил отчет Алексей Дронов, – Насколько активно шла работа по выполнению этого указа президента, можно судить по следующим цифрам: в 2013 году было введено 362 дополнительных места в детсадах, в 2014 – 1451. За 2015 год планируется ввести еще 1745.
Решаются и вопросы обеспечения жильем: в 2014 году произведены социальные выплаты, выдавались субсидии молодым специалистам, 114 земельных участков было предоставлено первоуральцам в рамках программы «Молодая семья», заключен контракт на строительство малоэтажного дома для переселения жителей из ветхого и аварийного жилья, кроме того, под эти же цели подготовлено три земельных участка.
Увеличились в 2014 году налоговые и неналоговые доходы бюджета. Так, на 6% больше норматива, который был заложен в прогнозный план, дал бюджету налог на доходы физических лиц.
– Это означает, что в городе совершенно здоровая экономическая атмосфера, предприятия не уходят от уплаты налогов, не пытаются выплачивать зарплату в конвертах, – отметил Алексей Дронов. – В целом, что касается динамики доходов, то в 2014 году они выросли по всем статьям. Бюджет исполнен на 96%, среди всех муниципалитетов Свердловской области по исполнению бюджета мы на шестом месте. Внушительной цифры достигло в 2014году и строительство жилья – всего в строй введено более 77 тыс. кв. м. жилых площадей.
– Цифра впечатляет, однако следует отдавать себе отчет, что строительство жилья к сожалению, двигает не бизнес, и эта цифра – не наша заслуга, – заявил Алексей Дронов, – Введенное в строй в 2014 году жилье – это индивидуальные дома, многие построены давно, но только после того как владельцев начал прижимать муниципальный жилищный контроль, они начали официально сдаваться в эксплуатацию.
Жилищное строительство нужно развивать на принципиально ином уровне. В нынешнем году, в июне, начнется строительство жилого комплекса на ул. Береговой на 60 000 кв. м, 20 000 кв. м. начинаем строить в микрорайонах Чусовой-1 и Чусовой-2, разрабатываются проекты планировки районов Запрудный и в районе ул. Бахтина.
Что касается планирования расходов, то в 2015году планомерное развитие городского хозяйства и совершенствование внешнего облика города продолжится. Запланировано благоустройство набережной Нижнего пруда, улиц и дворов, восстановление стелы на границе Европы и Азии, ремонт Ледового дворца, принципиальное обновление парка культуры и отдыха. Продолжатся также масштабные дорожные ремонты. Всего на сегодня подготовлено проектно-сметной документации на 268 млн. рублей. Из них 34 млн. уже заложено в местном бюджете, 48 млн. вернется из бюджета области – средства, освоить которые в 2014 году не позволила погода. В планах также – работа по программе капитального ремонта домов. За 2015 год капремонт пройдет в 44 многоквартирных домах Первоуральска.
– В целом же мы должны от хозяйственной рутины постепенно перейти к реализации глобальных целей, – считает Алексей Дронов, – Одна из таких целей – строительство Северного и Южного объездов Первоуральска, второго путепровода в Талице. В рамках программы, предусматривающей поддержку моногородов – строительство индустриальных парков, окончание строительства и благоустройство территории ДНК, развитие агломерации с Екатеринбургом. И результатом этой работы должен стать город, комфортный для проживания.
Принять к сведению
Далее последовали вопросы от депутатов. Эдуард Вольхин поинтересовался, что делается в городском округе по бесхозному имуществу, в частности – газопроводам.
– За 2014 год мы выявили 12 бесхозных газопроводов, – ответил Алексей Дронов, – четыре из них уже поставлены на баланс, по остальным работаем в еженедельном режиме, вызываем в администрацию подрядчиков, которые занимались строительством этих газопроводов. Думаю, что половину оставшихся примем на баланс в 2015 году, завершим работу в 2016. В целом же, строительство газопроводов городском округе на протяжении многих лет велось бессистемно, более того, на строительство ряда из них были выделены и потрачены бюджетные деньги, однако на баланс муниципалитета эти газопроводы поставлены не были, это факт и с ним мы работаем.
Депутат Владимир Валькер напомнил, что вслед за увеличением рождаемости и потребности в местах в детских садах придет черед школ:
– На мой взгляд, время, когда школы будут переполнены, когда придется вводить вторую, а то и третью смены не за горами, как будет решаться эта проблема?
– Если рождаемость сохраниться на прежнем уровне, то потребность в местах в школах увеличится по нашим прогнозам на пять тысяч мест. В целом необходима федеральная программа, регламентирующая работу в этом направлении, но пока никаких документов на этот счет у нас нет, – пояснил Алексей Дронов, – Однако это не означает, что мы вообще ничего не делаем. В нынешнем году закроем проблему с детскими садами, проведем проектирование, а в будущем приступим к строительству новой школы в Билимбае.
В связи со строительством и планируемым введением в строй в нынешнем году ДНК, депутат Галлий Гарипов поднял давно наболевший вопрос о Народном доме:
– Состояние этого объекта явно не дотягивает до звания объекта культурного наследия, – считает Галлий Губандулбарович, – Если речь идет о том, что в нашем городе осенью 2015 года начнет работу крупный культурный центр – ДНК – то не имеет ли смысл снести Народный дом и предоставить его сотрудникам место для работы в ДНК?
– В Первоуральске три объекта признаны памятниками культуры: Народный дом, билимбаевский храм и там же – строгановский театр. Что касается Народного дома, то такие «памятники» у нас в городе на каждой улице. Если это памятник, то он должен содержаться в порядке, – считает Алексей Дронов, – Но поскольку этот объект не является собственностью города, то ни сносить его, ни вкладывать деньги в его содержание мы не имеем права.
Вопрос о работе муниципального земельного контроля задала депутат Наталья Воробьева, поинтересовавшись, каких результатов удалось достичь за 2014 год.
– Задача муниципального земельного контроля – выявить и пресечь нарушения земельного законодательства, – пояснил Алексей Дронов, – В первую очередь это самовольный захват земли. В течение 2014 года этой структурой было проверено порядка 70 объектов, по 14 выявлены нарушения, по 11 уже вынесены предписания об устранении этих нарушений.
– Как в 2014 году была организована работа по проверке сведений о доходах муниципальных служащих? – такой вопрос задал депутат Николай Шайдуров.
– Во-первых, мы проверяем каждого претендента на муниципальную службу при поступлении на работу, – ответил Алексей Дронов, – А в дальнейшем специально созданная комиссия проверяет достоверность данных о доходах, которые муниципальные служащие подают ежегодно. Эту работу также контролирует прокуратура города. Конкретно в 2014 году 11 человек муниципальных служащих было привлечено к дисциплинарной ответственности, один уволен.
Сразу несколько замечаний и вопросов выдвинул депутат Андрей Углов:
– В вашем отчете за 2014 год фигурирует введение в строй многоэтажки на Хромпике, почему вы его себе в заслугу записали? К тому же с вашей легкой руки на полгода затянулось введение в строй детских садов, строительство которых началось еще в 2013 году. Кроме того, меня интересует, почему социальные выплаты – сертификаты для молодых семей на улучшение жилищных условий, выданные в 2014 году не были обеспечены бюджетными деньгами? – поинтересовался Андрей Владимирович.
– Если бы спрашивали мое личное мнение, то дом на Хромпике никогда бы не был введен в эксплуатацию, – ответил Алексей Дронов, – А тому, кто его задумал строить в санитарно-защитной зоне предприятия «Русский хром 1915», я бы подарил мешок цемента и тазик: чтобы автор идеи строительства замешал в этом тазу бетон, опустил в него руки и больше не доставал.
В санитарно-защитной зоне предприятия строить и жить нельзя. Именно по этой причине администрация отказывала директору компании-подрядчика во введении дома в эксплуатацию. В итоге ситуация с вводом в строй этого дома сложилась парадоксальная: прокуратура признала действия администрации правомерными, а суд решил, что администрацию необходимо принудить к вводу дома в эксплуатацию. При этом суд признал действия администрации абсолютно законными. Я мог обжаловать это решение, но, во-первых, в этом доме часть квартир предназначалась для детей-сирот, во-вторых, нам пришлось бы возмещать застройщику понесенные убытки. С директором компании-подрядчика мы достигли договоренности: мы не обжалуем судебное решение, вводим дом в строй, а с его стороны заручились обещанием не требовать с администрации возмещения понесенных убытков. Разрешение на ввод в эксплуатацию дали, а застройщик, нарушив все договоренности, подал в суд и требует от администрации возмещения убытков – речь идет о десятках миллионов рублей. Так что, уважаемые депутаты, расходы на этот дом на Хромпике у нас еще впереди. А если говорить формально: дом введен – в отчет попал.
Что касается детских садов: на ноябрь 2013 года было пять уже заключенных контрактов – четыре на реконструкцию и один на строительство ДОУ на Бульваре Юности. Причем на Бульваре Юности не было даже обеспечено подведение коммуникаций – сетей электро- и теплоснабжения. Более того, строительство (а началось оно в июне 2014 года) практически до конца 2014 года велось без разрешительных документов администрации. Так что говорить об умышленном затягивании сроков строительства по меньшей мере некорректно. По реконструкции ДОУ: подрядчики работы выполнили плохо, пока недоделки не были устранены, работы не принимались. В противном случае, приняв их с недоделками, мы бы в дальнейшем не только содержали эти детсады, но и устраняли недоделки за свой счет. Поэтому, пока подрядчик не устранил все недочеты, мы эти садики не принимали. Что касается социальных выплат, то ответ на этот вопрос давался многократно: сертификаты были выданы в конце финансового года, и обеспечение их деньгами было заложено в бюджет 2015 года. Однако, если даже после нескольких повторений понимания вопроса у вас, Андрей Владимирович, нет, то тут можно лишь процитировать Конфуция: «С тем, кто по трем углам квадрата не может определить, как будет выглядеть четвертый угол, говорить бесполезно».
После того, как вопросы были исчерпаны, депутаты большинством голосов приняли отчет Алексея Дронова к сведению – главе администрации городского округа «годовая оценка» не выставляется.
Все документы архива: скачать (ZIP, 720KB)