«Процесс нашего удивления учениками продолжается беспрерывно», – однажды поделилась в одном из интервью учитель школы N1 Марина Михайловна Ячменева. Впрочем, то же могли бы сказать и другие представители этой замечательной династии – Плещевых-Ячменевых-Забродиных. Именно сегодня о ней и пойдет речь.
Родители
Родовое древо начинается с Валентины Павловны (в девичестве Пахалуевой) и Михаила Васильевича Плещевых. Валентина Павловна родилась 17 августа 1934 года в Асбесте в рабочей многодетной семье. Девочка росла лидером среди сверстников, всегда стремилась к знаниям. В школе была отличницей. Детские годы омрачила война: отец погиб на фронте. Валентина Павловна потом вспоминала: «…когда пришел первый праздник Победы в 1945 году, большая радость была переплетена с большим горем и чувством невосполнимой утраты в нашей семье…»
Стать учителем было ее большой мечтой. И Валя поступает в 1949 году в Камышловское педагогическое училище. Через четыре года она его окончила – с красным дипломом. По распределению ее направили в Арамильский район – в школу №10 села Малые Седельники. Работала учителем биологии, физики, математики и даже физкультуры! Около здания школы в Больших Седельниках можно видеть большой сад с высокими красивыми и стройными деревьями – его вместе со своим классом высадила Валентина Павловна. А еще ученики конструировали на уроках физики телефонные аппараты и устанавливали связь между классами.
В 1955 году Валентина Павловна познакомилась с будущим мужем, Михаилом Васильевичем. А через четыре года семья Плещевых переехала в поселок Большой Исток. Этот, 1959 год, был вообще знаменательным. Родилась дочь Марина. Глава семьи поступил учиться в Физкультурный техникум. В 1963-м он устраивается в школу учителем физкультуры, а в 1972-м, когда ввели новый предмет – военное дело, стал преподавать и его. В общей сложности педагогический стаж Михаила Васильевича составил 13 лет.
У Валентины Павловны профессиональный путь начался в большеистокской школе №5, где она сначала 13 лет работала учителем начальных классов, потом завучем по начальным классам. Бывало, приходилось вести уроки и математики, и рисования, и природоведения. Старшая дочь Марина росла хорошей помощницей, поэтому Валентина Павловна решилась получить высшее образование. В 1985 году семья переезжает в Первоуральск. Новым местом работы Валентины Павловны стала школа №29 поселка Прогресс, где она была директором. Пять лет в напряженном труде по обеспечению качественных знаний учащихся, созданию хороших условий и уюта в школе, ставшей такой родной, прошли как один день. Но вот подошел пенсионный порог. Валентина Павловна безоговорочно сказала: дорогу надо уступать молодым. И перешла вести математику в старших классах. Несмотря на ухудшение здоровья взяла классное руководство в самом сложном с точки зрения дисциплины и воспитания классе.
Лекарством было общение с учениками. Когда они встречали любимую учительницу, обязательно останавливались, спрашивали, как здоровье, помогали. Обязательно вспоминали какой-нибудь смешной эпизод из школьной биографии. После таких встреч Валентина Павловна еще долго буквально светилась от счастья. Она была рада, что ее ученики выросли хорошими людьми, которыми можно было по праву гордиться.
Когда Валентине Павловне задавали вопрос, в чем смысл жизни, она всегда поправляла: «Не в чем, а в ком». И, улыбнувшись, непременно отвечала: «В детях! Их у меня, наверное, за сорок с лишним лет несколько десятков тысяч!»
Эти слова стали семейным девизом. То же могут сказать и дети Валентины Павловны и Михаила Васильевича. Марина и Алексей (он родился в 1967-м) выросли в педагогической атмосфере. Неудивительно, что они выбрали ту же стезю.
Так, Алексей Михайлович, к слову, школу окончил с отличием, поступил без экзаменов в УрГУ им.Горького на философский факультет. Во время учебы отслужил в армии, но не считал армейскую службу потерянным временем, называл ее хорошей школой характера. В 1989 году Алексей Михайлович в составе молодежной студенческой делегации побывал в США, где участвовал в советско-американских молодежных имитациях заседаний Совета Безопасности ООН. Университет окончил с отличием – в 1991 году. И первым местом его работы стала школа №29, где он вел историю, обществознание и английский язык (у Алексея Михайловича есть удостоверение переводчика). Параллельно с этим он поступил в аспирантуру при УрГУ по специальности «философия истории». В 1996-м успешно защитил кандидатскую диссертацию. В том же году по семейным обстоятельствам (умер Михаил Васильевич) возвращается в свой родной поселок Большой Исток. В школу.
Алексей Плещев: философ, историк
Будучи педагогом, Алексей Михайлович не ограничивался только преподаванием. Подготовил авторские программы по философии и валеологии. Руководил методическим объединением историков школы, был разработчиком проекта по научно-исследовательской деятельности учащихся, членом школьной аттестационной комиссии. В 2004 году опубликовал работу-исследование «Культурологическая эффективность школьного музея в современном образовательном комплексе» в региональном сборнике по проблемам краеведения. Признанием его заслуг стала победа в конкурсе нацпроекта «Образование» на звание «Лучший учитель», Алексея Михайловича наградили президентской премией и Грамотой Министерства образования и науки РФ.
А когда ввели ЕГЭ, он разработал пакет авторских компьютерных программ по истории и обществознанию, помогающих выпускникам проверить свои знания в реальном времени или заниматься самоподготовкой на компьютерных тренажерах. В настоящее время Алексей Михайлович на пенсии по выслуге лет.
Школа радости Марины Михайловны
Вообще, стремление торить дорогу новому – отличительная черта второго поколения на родовом древе. С первых шагов в профессии. Так, Марина Михайловна стала ленинским стипендиатом будучи студенткой Свердловского пединститута. Своим направлением она выбрала начальные классы, по примеру мамы. В 1984 году пришла учителем в школу
№1. В 1995-м аттестовалась на высшую квалификационную категорию. Затем была аспирантура Института развития регионального образования, работа над кандидатской диссертацией «Структурирование содержания образования периода детства как условие компетентности ребенка». Важно, подчеркивает педагог, чтобы ребенок мог судить о знании и отстаивать свою точку зрения.
Тут можно вспомнить забавный эпизод. Как-то Марину Михайловну заменял другой учитель. Первоклассникам задали выучить стихотворение. На уроке учитель спросил одного ученика, он ответил, а поставить оценку оказалось довольно сложно. В классе – «лес» рук. Ребята вставали и давали свою оценку товарищу, объясняли, что понравилось или нет в чтении стихотворения.
Марина Михайловна на какое-то время ушла из родной первой в управление образования. Пять лет, с 2006 по 2011-й, возглавляла Информационно-методический центр. Под ее руководством успешно развивался проект «Школа радости» с молодыми специалистами, будущими педагогами и их наставниками. Позитивный опыт был представлен на региональном и всероссийском уровнях «Молодые педагоги – путь к успеху».
С 2012 года по настоящее время Марина Михайловна ведет методическую работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в рамках соглашения с Первоуральским благочинием Екатеринбургской епархии. В 2015 году педагог была отмечена Благодарственной грамотой митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Добавим, что это – не единственная награда, так, ранее Марина Михайловна была удостоена знака «Почетный работник общего образования».
Подтверждением профессионализма служит то, что Марина Михайловна участвовала в федеральной апробации учебников по Основам православной культуры. В составе делегации Свердловской области, единственная от Первоуральска, в 2021 году проходила курсовую подготовку в Москве. Также несколько лет является бессменным руководителем ГМО педагогов по ОДНКНР (основам духовно-нравственной культуры народов России).
А в 2017 году под руководством Марины Михайловны в Первоуральске стартовал областной проект «Педагогический класс».
Приоритеты Ольги Забродиной
Что же в профессиональном приоритете Ольги Алексеевны Забродиной, дочери Марины Михайловны? Когда она училась на первом курсе пединститута, ее проинтервьюировал дядя Алексей Михайлович.
– Какие планы, Ольга Алексеевна?
– Стать руководителем своей школы и поднять ее до уровня современной школы.
– Чему должна учить современная школа?
– Любви к Родине и уважению людей друг к другу.
– Каким будет выпускник вашей будущей школы?
– Просто хорошим человеком.
Каждый пункт выполнен. Базой стали два высших образования. В родную школу №1 Ольга Алексеевна пришла в 2012 году, здесь она много лет руководила молодежным объединением «Спасатели» муниципальной площадки.
– Наш основной результат – это определение наших выпускников. Конечно, не все ребята станут спасателями или свяжут свою жизнь с военной сферой, медициной, но те знания, тот положительный опыт здорового и безопасного образа жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях, который они получат, обязательно им пригодится в жизни.
С недавних пор Ольга Забродина стала директором школы №1. В настоящее время под ее руководством успешно реализуется программа «Знание. Выбор. ЕГЭ: успех каждого ребенка», причем школа является региональной инновационной площадкой.
Более 160 лет составил педагогический стаж династии Плещевых-Ячменевых-Забродиных
По материалам газеты “Вечерний Первоуральск”