На прошлой неделе в Первоуральске состоялись публичные слушания по проекту бюджета на 2016 год. Как оказалось, главная «смета» будущего года имеет ряд существенных отличий от предыдущей. В частности, на бюджете отразились общероссийская экономическая обстановка и изменения в законодательстве.
Далеко не заглядываем
Все мы уже привыкли к тому, что бюджеты принимаются на 3 года. Однако в преддверии нового финансового года на федеральном уровне решили так далеко не загадывать и принять бюджеты всех уровней на однолетний период. То есть только на 2016 год. Соответствующий федеральный закон уже одобрен Госдумой.
– В 2016 году мы формируем бюджет по консервативному варианту развития экономики, предполагающему минимальную динамику развития и неустойчивость финансовых и сырьевых рынков страны, – объясняет заместитель главы администрации по экономическому развитию и финансам Светлана Гладкова.
Как известно, бюджетный процесс устроен так, что на публичные слушания основной финансовый документ муниципалитета выносится еще «сырым». Главным образом, потому, что к моменту его вынесения на суд общественности проект еще находится на стадии согласования в областном министерстве финансов. Там утверждают расходную часть. Четкая ее картина складывается лишь ко второму чтению, которое бюджет проходит в местной думе в декабре. Поэтому на публичных слушаниях обсуждаются только общие параметры: обозначаются направления необходимых трат, объемы расходов и доходов. Так как же выглядит бюджет – 2016 в этом, первом, приближении?
Законные убытки
Начнем с доходов. Их в грядущем году будет меньше, чем в уходящем. По прогнозам, примерно на 70 миллионов. Обусловлено это, главным образом, изменениями в федеральном и областном законодательстве. Первое изменение коснулось поступлений в бюджет с налога на доходы физических лиц. До сих пор в местную казну шло 18% от его объема (15% – основной норматив отчислений плюс 3% – дополнительный, который устанавливается субъектом РФ). С 2016 года Свердловская область дополнительный норматив понижает. Поэтому городской округ получит от НДФЛ лишь 16% (15% плюс 1%).
Нетрудно понять, что в результате образуются выпадающие доходы, которые нужно как-то компенсировать. Сделать это, хотя бы частично, решено за счет отчислений с другого налога – так называемой упрощенки.
Сейчас 100% налога, который взимается по упрощенной схеме, поступает в областной бюджет. В 2016-м же Первоуральску будут отчислять от него из областной казны 15%.
– Однако, по расчетам, отчисления с упрощенки обеспечат поступления в местный бюджет на уровне 17 миллионов рублей. А из-за снижения процента по НДФЛ казна недополучит порядка 36 миллионов, – проводит сравнение Светлана Гладкова.
Второе изменение, на сей раз в Земельном кодексе, повлияло на доходы, которые раньше бюджет получал от продажи прав на заключение договора аренды земельных участков.
– Ежегодно от продажи таких прав в бюджет поступало по 20-30 миллионов, – продолжает начфин. – С 1 марта 2015 в соответствии с федеральным законодательством по результатам аукционов участник будет оплачивать не покупку права, а ежегодный размер арендной платы или первый арендный платеж. В результате в качестве собственных доходов, как налоговых, так и неналоговых, в бюджете-2016 запланировано 830 миллионов.
– образование – более 50% от объема расходов;
– дорожная деятельность и нужды ЖКХ – 20%;
– социальные расходы – 17%
ФОК, дороги или газ?
Теперь о расходах. – В связи с сокращением доходов мы должны очень четко расставить приоритеты в финансировании расходов и отобрать для реализации проекты, имеющие первоочередное значение для городского округа, не снижая объемов бюджетных инвестиций в 2016 году, – говорит Светлана Гладкова.
– Но, чтобы это сделать, мы должны сначала дождаться согласования наших расходных полномочий в областном Минфине. В том числе речь идет о субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая выделяется муниципалитету из вышестоящих бюджетов.
Нынче администрация в рамках этой субсидии претендует на финансирование трех направлений. Мы вышли на согласительную комиссию с просьбой увеличить наши расходные полномочия для строительства ФОК в Билимбае, сетей газоснабжения в Новоуткинске и капитального ремонта дорог.
Два первых проекта предполагается реализовывать на условиях со финансирования – 50 на 50. Соответственно, на ФОК из собственных средств мы готовы заложить 37 миллионов рублей, на газификацию в Новоуткинске – 27 миллионов. На капитальный ремонт дорог нам необходимо порядка 80 миллионов. Что из трех позиций будет одобрено минфином, станет известно в ноябре.
Сейчас могу сказать лишь, что субсидия на выравнивание не превысит ту, что была выделена на 2015 год. Кроме того, администрация не планирует снижать, по сравнению с нынешним годом, объемы финансирования таких значимых направлений, как ремонты и содержание дорог (95 млн), ремонты детских садов и школ (136 млн) и строительство жилого дома для переселения граждан из аварийного и ветхого жилья (26 млн на условиях со финансирования).
Городские власти приложат все силы, чтобы уже в 2016 году можно было направить определенные средства на оборудование новой насосно- фильтровальной станции, которая необходима Первоуральску для улучшения качества водоснабжения. Таким образом, с учетом предполагаемой субсидии на выравнивание, расходная часть в проекте бюджета пока оценивается в 1659 миллионов рублей.