Наш коллективный портрет учительской профессии сегодня дополнит история династии из лицея N21. Здесь учили и учились представители семьи Соколовых-Балабановых. Поговорим о приметах времени, где будут и песня Владимира Высоцкого, и клуб интернациональной дружбы, и первые курсы по экономике, и разговор на английском.
Двадцать первая, родная
Переносимся в 60-е годы ХХ века. Точнее, в 1964-й, когда Татьяна Соколова получила диплом учителя английского языка. Это был первый выпуск в вузе, обучавшийся по сокращенной программе – четыре года вместо пяти, и только один иностранный язык (до этого в «комплекте» с английским шел немецкий). Школам не хватало учителей английского языка. Итак, молодой педагог вернулась в родной Первоуральск. Начальник ГОРОНО Таисия Петровна Малафеева направила ее в школу №32: как это, центральная школа города – и без учителя английского?! А в 1965 году открылась школа №21, и Александр Сергеевич Волков, легендарный первый директор, набирал, как сейчас принято говорить, команду. Вошла в нее и Татьяна Соколова. Двадцать первая стала для нее романом на всю жизнь.
– Мама в семье стала первым педагогом, – добавила Ирина Геннадьевна Балабанова. – Вообще же у нас пять поколений связаны с Новотрубным заводом. Мы с мамой оказались исключением из этого правила.
К тому моменту, как Татьяна Григорьевна стала учительствовать, у нее уже подрастали двое детей. Всего же их – трое, и все учились в двадцать первой школе. Более того, Татьяна Григорьевна была классным руководителем у младшего сына. И дети росли следуя правилу: мама –дома, а в школе она – учитель. Так что одноклассники не знали, что совпадение фамилий – вовсе не случайность.
– Домашние задания нам помогал делать папа. Придет с работы, передохнет и с нами занимается. А мама по вечерам проверяла тетради учеников, – с улыбкой вспоминает собеседник «Вечерки».
Родители, как и многие в ту пору, жили туризмом, более того, у них была своя компания, с которой они сплавлялись. В один из таких походов – по реке Белой, богатой на пороги, даже взяли трехлетнего старшего, Колю. И на таком пороге байдарка перевернулась, юный турист только успел зацепиться покрепче, твердя про себя «страшно, аж жуть». Это строчка из песни Владимира Высоцкого из песни-сказки о нечисти, песни, которую часто у костра исполняли родители, можно сказать, что дети росли под ее аккомпанемент. И сами не отставали от взрослых. Ирина Геннадьевна показывает фотографию из семейного архива: это бравый экипаж Соколовых-младших участвует в областном турслете. В номинации «фигурное вождение на байдарке» Ирина и Николай заняли второе место. При том, что Ирина оказалась самой младшей среди участников – восьмиклассницей. В 1980 году туристическая команда двадцать первой победила в городском турслете, и каждому члену команды было присвоено звание «Турист СССР».
Вообще, надо добавить, Татьяна Григорьевна часто путешествовала с классом (еще и параллельный брали с собой). Где они только не побывали! К тому же над школой шефствовали новотрубники и компенсировали половину стоимости поездки. Отправлялись отрядом по 30 человек. В поездках Татьяну Григорьевну сопровождал супруг, он, как правило, опекал мальчишек. И Геннадию Георгиевичу хватало пары дней, чтобы подружиться с ребятами: человек большого кругозора, начитанный (ах, какая семейная библиотека!), он был интересным собеседником.
Конечно, ярким моментом той поры была и переписка со сверстниками из чехословацкого города Пльзень-Север, побратима Первоуральска. Старшее поколение сразу поймет, о чем речь, и ностальгически вздохнет. В школе №21 интернациональный клуб как раз курировала Татьяна Георгиевна Соколова, а Ирина возглавляла его. Однажды даже заняла первое место в городском конкурсе, где требовалось показать свои знания о дружбе Урала и Чехословакии. У клуба интернациональной дружбы была своя экспозиция в школьном музее. Для советских учеников это было окно в другой мир. Конверты, отличавшиеся от привычных, небольшие подарочки, те же значки – их упаковывали в бумагу.
Всего же стаж Татьяны Григорьевны Соколовой составляет 51 год, верность профессии не раз была отмечена грамотами и благодарностями. Так, в 2001 году ее наградили Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Do you speak English?
Повлияло ли общение с побратимами на ее выбор профессии, Ирина Геннадьевна не берется утверждать. Но и совсем этого исключать нельзя.
Как же она выбрала профессию учителя? Или же педагогика выбрала ее сама? А здесь такая история, делится собеседник «ВП». Ей хотелось стать врачом. С родителями даже поехала на день открытых дверей в мединститут. В одной из аудиторий студенты проводили наглядное занятие: показывали, из чего состоит человек, доставая из некоего тела муляжи внутренних органов. И сказали, что подопытного можно взять за руку. Можно – значит нужно. И тут Ирина поняла, что это рука не манекена, а… трупа. Сказать, что она такого не ожидала – ничего не сказать. Из аудитории, как говорят в таких случаях, вылетела пулей, забыв там и шапку, и шарф.
Поэтому после школы был не мед, а СИНХ, экономический факультет, затем – курсы в Москве, а это уже девяностые годы, когда внедрялись игровые методики, в том числе и в экономике. Новые знания воодушевили Ирину Геннадьевну, преподавателя межшкольного учебного комбината (он находился в здании начальной школы №21). Ирина Геннадьевна разрабатывает программу профиля «Основы экономики и малого бизнеса». Это 1993 год. Новый курс был очень востребован. Первоуральск учился жить в новых рыночных реалиях, вспомним те же ваучеры. А в 2010 году комбинат закрывают. Да и время диктует уже другие запросы. Ирина Геннадьевна по совету коллег поступает на курсы учителя английского языка. Однако в лицее №21, куда она пришла устраиваться по новой специальности, услышала от директора, Людмилы Николаевны Демаковой, что лицеистам нужна экономика.
Ученики Ирины Геннадьевны не раз становились призерами городских и окружных олимпиад по экономике, участниками областных олимпиад. Более того, в 2001 году один из них, Александр Шульгин, был участником Всероссийской олимпиады по экономике; Ольга Арапова в 2004 году победила в окружной олимпиаде. В 2003-м и 2004-м победителем городской олимпиады по экономике стала Анна Балабанова, дочь Ирины Геннадьевны, а в 2003 году ей присвоили звание лучшего ученика лицея. Добавим, вообще это стало традицией в семье, что подрастающее поколение Соколовых-Балабановых учится в лицее. Далее, Павел Захаров в 2013 году был награжден премией губернатора Свердловской области за победу на областном экономическом конкурсе бизнес-проектов.
Однако «мамина профессия» все же пригодилась Ирине Геннадьевне, когда начальным классам потребовался учитель английского языка. Кстати, о маминой профессии: самой Татьяне Григорьевне в какой-то мере пришлось заново учиться любимому предмету. Настолько изменилось преподавание, начиная с того, что раньше иностранный учили с пятого класса, а не в начальной школе, как сейчас.
– Мои две племянницы учатся в лицее, во втором классе. После уроков их забирает как раз бабушка и помогает им делать домашнее задание, в том числе по английскому языку. Мама часто мне звонит: «Дети не знают алфавит, как такое может быть?!» На что я отвечаю, что сейчас мы учим звуки, на что нам требуется два месяца. Упор делаем теперь на языковую практику, а не на теорию. Удивило ее и задание подготовиться к собеседованию: да, мы с коллегами ввели такую практику. На собеседовании дети рассказывают ту или иную тему, – с улыбкой говорит педагог.
В завершение знакомства, как и остальных героев проекта «ВП», просим сформулировать, что значит профессия учитель.
– Вопрос дискуссионный. Преподать тему – это классно. Однако мир быстро меняется, знания обновляются. И мы понимаем: не факт, что знания, которые мы даем сейчас, будут востребованы детьми через несколько лет. Я сейчас смотрю на своих второклассников: да, мы учим слова, но больше работаем с памятью ребят. Потому что, быть может, через десять-двадцать лет люди будут общаться на иностранных языках с помощью машин-переводчиков. Вообще, сейчас меняется ракурс в образовании: его надо больше рассматривать как социализацию ребенка – как он работает с другими, как работает в команде, ну, и как он растет в каких-то сферах. Сегодня я с гордостью говорю, что моя мама проработала в лицее 51 год, папа – 57 лет на Новотрубном заводе. Дети XXI века же будут чаще менять профессии, осваивать новые, работать онлайн в нескольких местах, постоянно заниматься самообразованием. Им пригодятся не «твердые» знания, вынесенные из школы, а навык получать знания. И наша задача сейчас – научить ребенка учиться.
135 лет учат и учатся в лицее N21 представители династии Соколовых-Балабановых.
По материалам газеты «Вечерний Первоуральск»