Порядок приостановления и ограничения коммунальных услуг за неуплату

Порядок ограничения и приостановления подачи коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Ограничение предоставления коммунальной услуги характеризуется уменьшением объёма подачи потребителю коммунального ресурса или введением графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги происходит полное прекращение исполнителем подачи потребителю коммунального ресурса.

Основанием для ограничения или приостановления коммунальной услуги для потребителя, является наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за данную услугу.

Подачу каких услуг нельзя приостановить?

Запрет на приостановление определенных услуг установлен законодательством РФ. К таким
услугам относятся:

  • отопление;
  • газ, если он является источником отопления дома;
  • холодное водоснабжение в многоквартирном доме.

Порядок приостановления и ограничения

  • Исполнитель направляет потребителю – должнику уведомление о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю уведомления, предоставление ему коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. Уведомление вручается под расписку, или направляется по почте заказным письмом;
  • При непогашении потребителем задолженности в течение установленного в уведомлении срока, исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления коммунальной услуги;
  • При отсутствии технической возможности введения ограничения, коммунальная услуга может быть приостановлена без предварительного введения ограничения.

Возобновление предоставления коммунальных услуг

Основанием возобновления предоставления коммунальной услуги является:

  • полная оплата потребителем образовавшейся задолженности;
  • заключение между исполнителем и потребителем соглашения о погашении задолженности.


Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги.

Порядок возмещения расходов исполнителя

Расходы исполнителя, связанные с приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей. Прием денежных средств в счет оплаты расходов осуществляется:

  • наличными с выдачей кассового чека;
  • на банковский счёт исполнителя.

Что делать, если потребитель не согласен с долгом?


Если вы не согласны с начисленными платежами по коммунальным услугам, нельзя оставлять проблему без внимания, поскольку
задолженность может повлечь последствия в виде ограничения или приостановления услуги, а также управляющая компания может обратиться в суд и требовать взыскания задолженности.

Алгоритм действий потребителя

Обратиться в управляющую организацию с письменной претензией, приложив документы, подтверждающие ваши требования. Например, чеки, квитанции об оплате, договоры, дополнительные соглашения и другие.

Если отключение коммунальной услуги неправомерно, действия управляющей компании можно так же обжаловать в суде.
При нарушении правил и обязательных требований, установленных законодательством необходимо обратиться в Департамент Государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101 Телефон +7 (343) 312-00-32, сайт
https://nadzor.midural.ru).

За консультациями по защите прав потребителей, составлением претензий и (или) исковых заявлений в суд можно обращаться в консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке http://кц66.рф).

Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.

Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».