Профилактический медицинский осмотр несовершеннолетнего – это комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление факторов риска и профилактику хронических неинфекционных заболеваний у детей и подростков. Это прекрасная возможность получить дополнительную информацию о здоровье ребенка и вовремя предотвратить возможное развитие заболеваний. Впервые ребенок попадает на врачебный осмотр еще будучи новорожденным, далее – каждый месяц до года. Затем профилактические осмотры проводятся ежегодно до достижения им совершеннолетия.
В 1 год, 3 года, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет проводятся углубленные осмотры с расширением списка специалистов и дополнительных методов исследования (ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, почек, электрокардиография, общий анализ крови и мочи).
Важно уделить повышенное внимание к детскому здоровью в школьные годы. Именно в этот период дети интенсивно растут, меняется их организм. И своевременное выявление отклонений позволит избежать серьезных проблем в состоянии здоровья в дальнейшем.
Очень важно пройти профилактические мероприятия своевременно. Переход из дошкольного в школьное звено важный этап в жизни каждого ребенка, кардинально меняется режим, и не стоит воспринимать профилактический осмотр как формальность. Профилактические мероприятия дают сведения о состоянии ребенка не только врачам, но и родителям, которые будут своевременно проинформированы о проблемах со здоровьем.
Прохождение профилактического осмотра перед поступлением в школу и в период обучения важен, чтобы определить какой группе здоровья и физкультурной группе относится ребенок.
Всего выделяют 5 групп здоровья и 4 физкультурные группы. Группы были разработаны, чтобы своевременно оказать несовершеннолетнему необходимую медицинскую помощь, а также определить допустимый уровень умственной и физической нагрузки.
I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием.
Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные нарушения. Это дети, которые часто и долго болеют ОРЗ, выздоравливающие после тяжелых и среднетяжелых инфекционных заболеваний. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избытком массы тела, с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.
III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, последствия травм и операций, с компенсированными функциями органов и систем, позволяющими работать и учиться.
В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, с выраженными физическими недостатками.
Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.
На основе данных о состоянии здоровья, физического развития происходит определение физкультурных групп, которые отличаются по объему и интенсивности физических нагрузок.
К основной группе для занятий физической культурой относятся дети без нарушений состояния здоровья и физического развития, с нарушением функций некоторых органов без отставания от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. В основной физкультурной группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
К подготовительной группе относятся несовершеннолетние, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные, входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); с хроническими заболеваниями (состояниями) без обострений не менее 3 — 5 лет. В этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.
К специальной подгруппе «А» относятся дети с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера; с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. В этой группе разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). Учитывается характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей ребенка, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
К специальной подгруппе «Б» относятся дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуются в обязательном порядке регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.