Одним из важнейших органов чувств ребенка является зрительный анализатор, благодаря которому он познает, как выглядит наш мир, учится воспринимать информацию по образам, различает цвета и оттенки, обучается чтению, письму, рисованию и т.д.
Период жизни с 7 до 15 лет является самым опасным со стороны развития офтальмологических болезней. В связи с тем, что именно в этом периоде на зрительный анализатор ребенка приходятся максимальные нагрузки, а аппарат глаза еще не в полной мере сформировался, а главное, не адаптировался к нагрузкам такого характера. К тому же если ребенок редко бывает на свежем воздухе, ослаблен частыми заболеваниями, малоподвижен, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье глаз детей?
Много негативных факторов влияют на зрение в этот возрастной период – несоблюдение гигиены зрения (постоянная работа за монитором персонального компьютера, работа с планшетом, смартфоном, чтение при недостаточном уровне освещенности), неполноценное и нерациональное питание (недостаток витаминов и овощей), недостаточный родительский контроль за правильной осанкой, нерегулярное посещение офтальмолога.
Родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и в соответствии с ним, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Комплекс мероприятий по профилактике глазных болезней включает:
- Правильно организованное рабочее место.
Стол и стул должны быть подобраны по росту, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной. На столе, за которым занимается ребенок, обязательно должен присутствовать источник местного искусственного освещения – настольная лампа, которую возможно отрегулировать по высоте и углу наклона. Для правши – лампа должна быть установлена слева, для левши – справа. Освещение должно быть достаточным, но не слишком интенсивным. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате, так как резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.
- Чтение, письмо и рисование за столом с минимальной нагрузкой на глаза.
Первые книги должны быть с крупным и четким шрифтом. Ребенка необходимо приучить к тому, что нельзя читать лёжа, особенно на боку. Как рисовать, так и писать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой. Расстояние от глаз до листа должно быть не менее 35 см.
- Смена деятельности.
Нельзя допускать слишком длительной работы с фокусом зрения на близких предметах. Необходимо делать перерывы на активную деятельность, в том числе прогулки и подвижные игры. Физическая активность, особенно на свежем воздухе, является отличной профилактикой близорукости.
- Рациональное использование времени за электронными устройствами.
Многие дети часами просиживают за компьютером, целиком поглощенные играми. Особенно вредны игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами (эффект стробоскопа). Важно приучить ребенка делать перерывы при использовании электронных устройств.
Электронные средства обучения в образовательных организациях нормируются по минимальной диагонали экрана:
– для монитора персонального компьютера она должна быть не менее 39,6 см (15,6 дюймов);
– для ноутбука – не менее 35,6 см (14 дюймов);
– для планшета – не менее 26,6 см (10,5 дюймов).
Дети дошкольного возраста могут использовать электронные средства обучения на уроке не более 15 минут, 1-2 классы – не более 20 минут, 3-4 классы – не более 25 минут, 5-9 классы – не более 30 минут, 10-11 классы – не более 35 минут.
- Правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.
В рационе должны присутствовать продукты, содержащие витамин А (печень, яйца, сыр), витамин С (цитрусовые, черная смородина), витамин Е (орехи, растительное масло, молочные продукты), овощи и фрукты оранжевого цвета (морковь, курага, хурма). Желательно два раза в неделю съедать по 300 г рыбы. Не стоит забывать про лук, чеснок и особенно шпинат, которые являются источником лютеина.
- Регулярные визиты к офтальмологу для контроля состояния глаз (минимум раз в год).
Если же наблюдается какой бы то ни было дискомфорт со зрением, то к врачу надо обратиться немедленно.
- Гимнастика для глаз.
Специальные упражнения укрепляют мышцы глаз, увеличивают приток крови к тканям. Их достаточно делать по 5-10 минут 2-3 раза в день. Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, развивает концентрацию и координацию движений глаз.
Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.