Профилактика заболеваний зрительного анализатора у детей

Одним из важнейших органов чувств ребенка является зрительный анализатор, благодаря которому он познает, как выглядит наш мир, учится воспринимать информацию по образам, различает цвета и оттенки, обучается чтению, письму, рисованию и т.д.

Период жизни с 7 до 15 лет является самым опасным со стороны развития офтальмологических болезней. В связи с тем, что именно в этом периоде на зрительный анализатор ребенка приходятся максимальные нагрузки, а аппарат глаза еще не в полной мере сформировался, а главное, не адаптировался к нагрузкам такого характера. К тому же если ребенок редко бывает на свежем воздухе, ослаблен частыми заболеваниями, малоподвижен, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье глаз детей?

Много негативных факторов влияют на зрение в этот возрастной период – несоблюдение гигиены зрения (постоянная работа за монитором персонального компьютера, работа с планшетом, смартфоном, чтение при недостаточном уровне освещенности), неполноценное и нерациональное питание (недостаток витаминов и овощей), недостаточный родительский контроль за правильной осанкой, нерегулярное посещение офтальмолога.

Родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и в соответствии с ним, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.

Комплекс мероприятий по профилактике глазных болезней включает:

  1. Правильно организованное рабочее место.

Стол и стул должны быть подобраны по росту, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной. На столе, за которым занимается ребенок, обязательно должен присутствовать источник местного искусственного освещения – настольная лампа, которую возможно отрегулировать по высоте и углу наклона. Для правши – лампа должна быть установлена слева, для левши – справа. Освещение должно быть достаточным, но не слишком интенсивным. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате, так как резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.

  1. Чтение, письмо и рисование за столом с минимальной нагрузкой на глаза.

Первые книги должны быть с крупным и четким шрифтом. Ребенка необходимо приучить к тому, что нельзя читать лёжа, особенно на боку. Как рисовать, так и писать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой. Расстояние от глаз до листа должно быть не менее 35 см.

  1. Смена деятельности.

Нельзя допускать слишком длительной работы с фокусом зрения на близких предметах. Необходимо делать перерывы на активную деятельность, в том числе прогулки и подвижные игры. Физическая активность, особенно на свежем воздухе, является отличной профилактикой близорукости.

  1. Рациональное использование времени за электронными устройствами.

Многие дети часами просиживают за компьютером, целиком поглощенные играми. Особенно вредны игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами (эффект стробоскопа). Важно приучить ребенка делать перерывы при использовании электронных устройств.

Электронные средства обучения в образовательных организациях нормируются по минимальной диагонали экрана:

– для монитора персонального компьютера она должна быть не менее 39,6 см (15,6 дюймов);

– для ноутбука – не менее 35,6 см (14 дюймов);

– для планшета – не менее 26,6 см (10,5 дюймов).

Дети дошкольного возраста могут использовать электронные средства обучения на уроке не более 15 минут, 1-2 классы – не более 20 минут, 3-4 классы – не более 25 минут, 5-9 классы – не более 30 минут, 10-11 классы – не более 35 минут.

  1. Правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

В рационе должны присутствовать продукты, содержащие витамин А (печень, яйца, сыр), витамин С (цитрусовые, черная смородина), витамин Е (орехи, растительное масло, молочные продукты), овощи и фрукты оранжевого цвета (морковь, курага, хурма). Желательно два раза в неделю съедать по 300 г рыбы. Не стоит забывать про лук, чеснок и особенно шпинат, которые являются источником лютеина.

  1. Регулярные визиты к офтальмологу для контроля состояния глаз (минимум раз в год).

Если же наблюдается какой бы то ни было дискомфорт со зрением, то к врачу надо обратиться немедленно.

  1. Гимнастика для глаз.

Специальные упражнения укрепляют мышцы глаз, увеличивают приток крови к тканям. Их достаточно делать по 5-10 минут 2-3 раза в день. Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, развивает концентрацию и координацию движений глаз.

Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.