Каким образом оформить возврат и обмен технически сложного товара

Каждому потребителю полезно знать, что действующим законодательством определены особенности возврата и обмена технически сложного товара.

Перечень технически сложного товара утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, в который входит: автомобили, роботы-пылесосы, видеокамеры, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, часы наручные и карманные механические и иные товары.

Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре его можно вернуть продавцу и потребовать его замены или возврата уплаченной за него суммы в течение 15 дней со дня получения товара.

По истечении 15 дневного срока покупатель вправе отказаться или обменять товар только при наличии хотя бы одного из условий:

1) нарушены установленные сроки устранения недостатков товара;
2) невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков;
3) обнаружен существенный недостаток товара.

При приобретении сложного товара ненадлежащего качества дистанционным способом действуют те же правила возврата, что и при совершении покупки в обычном магазине, но имеются некоторые особенности, которые установлены статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей:

– возврат товара ненадлежащего качества возможен в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, а также документ, подтверждающий факт покупки.

В случае утраты чека, факт приобретения товара можно подтвердить иными доказательствами (показания свидетелей, чек операции сбербанк- онлайн и т.д.);

– если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

На сегодняшний день законодателем выстроен четкий алгоритм действий в случае необходимости оформления возврата или обмена товара:

1) обращение с заявлением (претензией) к продавцу;
2) в случае нерассмотрения продавцом претензии или неудовлетворения требований покупатель вправе обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, а также обратиться с исковым заявлением в суд.

Необходимо помнить, что по общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в данном случае необязательно (обращение с претензией к продавцу). Однако целесообразно до обращения в суд направить продавцу претензию, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в ее удовлетворении, который составляет 50 % от стоимости приобретенного товара.