2023 год, как известно, объявлен Годом педагога и наставника. И это хороший повод рассказать о тех, для кого учительство – не просто профессия, а образ жизни, причем не одного человека, а нескольких поколений. Иными словами – о педагогических династиях. Открывает этот цикл история преподавателей Чепчуговых, чей общий педагогический стаж – 101 год.
Рассказывает ее учитель географии кузинской школы N36 Илья Григорьевич Чепчугов.
Учитель – это больше, чем просто работа. В нашей семье эта профессия стала призванием. Наша педагогическая династия насчитывает уже четыре поколения.
Ее основателем стал еще мой дед, Илья Григорьевич Шерстнев, ветеран Великой Отечественной войны. В 1963 году в силу жизненных обстоятельств – тогда серьезно заболела бабушка – он устроился в среднюю школу №3 города Режа учителем труда. Там он проработал 7 лет. Являя собой образец внимательного и чуткого наставника для мальчишек, на своих уроках он словом и делом прививал ученикам любовь к предмету, к работе руками. Это и умение обращаться с инструментами, управляться со станками, изготовление предметов мебели, мастерство вытачивания деталей из болванки и многое другое… Не сомневаюсь, что и мне он помог понять важность труда, а моей маме, Ольге Ильиничне, – определиться с выбором профессии.
Мама с детства представляла себя только учителем, все игры ее были в «школу». Получив среднее образование в 1968 году, она начала работать воспитателем в детском саду «Улыбка», при этом заочно училась в Ирбитском педагогическом техникуме. В 1979-м стала заведующей детским садом «Солнышко». Мама также была бессменным председателем родительского комитета. Знала о проблемах школы и детей не понаслышке. Именно благодаря тому, что мама с отцом вечерами обсуждали проблемы школы, я смог понять, насколько это серьезный труд: умение дать детям частичку своих знаний, своей души.
Уже будучи состоявшимися педагогами, мы с женой приходили в детский сад, где работала мама, и выдели, как дети бегут с площадок, чтобы сказать Ольге Ильиничне добрые слова и пожелать спокойного вечера в кругу семьи. Даже сейчас, когда мы гулям с мамой и встречаем ее уже давно повзрослевших воспитанников, они здороваются, спрашивают о делах, о здоровье. Особенно приятно, когда рядом идут мои дети, которые потом спрашивают у бабушки, почему это столько людей в городе ее знают. Сейчас мама – на заслуженном отдыхе, но она по-прежнему заботится о малышах. Даже излишки овощей из своего сада мама каждую осень отдает в столовую того садика, где работала перед выходом на пенсию.
Изначально я не предполагал, что свяжу свою жизнь с педагогикой. По примеру моего дяди, Вячеслава Ильича, майора милиции, склонялся к юриспруденции. Однако все решил случай. Когда я учился в 10 классе, мы с родителями отправились в Свердловск по высшим учебным заведениям – познакомиться с условиями приема – заехали и в пединститут. Все в педгородке нам понравилось сразу: и новые корпуса, и то, что общежитие рядом, и доступность транспорта. Кроме того, в приемной комиссии мне на глаза попалась информация о географо-биологическом факультете, я заинтересовался, и родители тут же записали меня на подготовительные курсы. А после окончания школы, в 1990 году, я поступил в Свердловский государственный педагогический институт на географо-биологический факультет. Поступил легко. Сам был этим сильно удивлен. Видимо, мамина школа не прошла даром. Кстати, выбор вуза стал для меня судьбоносным не только в профессиональном плане. В том же году, в августе, на сборах комсомольского актива «Уральские зори» я познакомился со своей будущей женой Ларисой Валериевной. Поженились мы в 1994-м, тогда же я начал работать в режевской школе №10 учителем географии, одновременно продолжая заочное обучение в пединституте.
Провести первый урок было трудно. Мне казалось, что дети и так все знают. Как же я ошибался! Ошибки свои увидел на первом контрольном срезе, который устроила детям руководитель методического объединения школы. Именно тогда я уяснил, что нужно давать детям не только знания, но и частичку самого себя.
В 1995 году мы с женой переехали в Первоуральск, откуда она родом, оба перевелись в школу №63 (ныне №36) на станции Кузино. Директор школы был очень благодарен моей жене за то, что привезла в родную школу молодого учителя географии. А когда в 2001 году я возглавил школу в качестве директора, то четко осознал, что деревенские дети сильно отличаются от городских: стремлением и умением гордиться своими достижениями, ставить цели и добиваться их. Так, в школе яркими красками заиграл КВН, секция армспорта показывала высокие результаты на первенствах России, выпускники из туристической команды до сих пор вспоминают исследовательскую экспедицию в Новороссийскую бухту. Проработал я в этой должности 13 лет. За эти годы школа была переведена из ведомства Министерства путей сообщения в муниципальное, прошла лицензирование и государственную аккредитацию, не единожды занимала первые места в рейтинге сельских школ нашего муниципалитета.
Все меняется, с тех пор изменилась и наша школа, но я продолжаю педагогическую деятельность. Казалось бы, только вчера вел свой первый урок, а между тем ученикам я посвятил уже 30 лет своей жизни. Когда смотрю в их любознательные, широко распахнутые глаза, чувствую себя действительно нужным.
Что же до моей жены, она, как и моя мама, хотела работать с детьми с юных лет. Ее желание поступить в пединститут было огромным. Ярким примером для нее была первая учительница и мама, учитель начальных классов. Еще учась в 10 классе, Лариса уже придумывала и проводила общешкольные вечера и «литературные гостиные», посвященные авторам, которых любит сама. Сейчас наши дети часто просят маму спеть романс или просто почитать стихи. А когда она поет или читает на уроках, ученики ей аплодируют!
Увы, первая попытка стать студенткой не удалась – Лариса не прошла по конкурсу. Конечно, расстроилась, но руки не опустила: знала, что в следующем году поступит обязательно. А чтобы не терять времени даром, пришла старшей пионервожатой в школу №63. Причем на работу ее позвал сам директор. В итоге мечта Ларисы сбылась – она получила образование в Уральском Государственном педагогическом университете, на факультете педагогики и методики начального обучения.
Пошли по нашим стопам и дети, у нас их трое. Хотя старший сын, Егор, пока был ребенком, говорил, что никогда не будет учителем: ежедневно наблюдая за родителями в школе и дома, он видел, так сказать, «изнанку» учительской профессии. Но жизнь вносит свои коррективы. После окончания школы Егор поступил в Российский Государственный профессионально-педагогический университет. Правда, факультет выбрал, связанный с машиностроением. Когда он проходил практику в Екатеринбургском колледже имени Ползунова, готовился к встрече со студентами так основательно, что из колледжа позвонили нам и попросили поговорить с сыном, чтобы после окончания университета тот остался в колледже – преподавателем. И все же в педагогику он пришел не сразу: отслужив в рядах ВС РФ, попробовал себя в различных профессиях. Но в результате в 2020 году Егор Ильич устроился в школу №36 педагогом дополнительного образования. А с апреля этого года его назначили директором. В поселке даже родилась шутка: быть директором в нашей семье передается по наследству. К слову, у Егора и его супруги Марии Александровны, она педагог-дефектолог в тридцать шестой, уже подрастают две дочки, Софья и Глафира.
Наши дочери, Варвара и Диана, еще не учителя, но собираются ими быть. Хотя Варвара сначала выбрала профессию, связанную с модой. Но гены, видимо, вновь оказались сильнее. После первой же практики преподаватель в колледже стала хвалить студентку за грамотную речь и интересные лекции. «Это у меня от вас!» – потом говорила нам с женой дочь. Так все и решилось. Сейчас Варвара – студентка 4 курса Российского Государственного профессионально-педагогического университета.
Диана же – еще девятиклассница, учится в родной для нашей семьи тридцать шестой. После школы собирается поступать в Свердловский областной педагогический колледж. Ей интересен факультет декоративно-прикладного творчества. Желание и умение творить что-то красивое и необычное дочери переняли от мамы, Ларисы Валериевны.
Надеюсь, педагогическая династия нашей семьи продолжится и далее. В России – сотни поколений педагогов, чей стаж насчитывает не один десяток лет. Их объединяет бескорыстная любовь к ученикам, преданность своему делу и трепетное отношение к своей профессии.
По материалам газеты “Вечерний Первоуральск”