Разъяснение законодательства

Разъяснение законодательства

В целях единообразного применения законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, прокуратура разъясняет требования законодательства в части недопустимости объедения в один объект закупки работ по разработке рабочей документации и работ по организации строительства.
В соответствии с письмом Госстроя от 13.05.2013 № 3991-БМ/11/ГС «О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования» разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем, определение термина «рабочая документация» Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе – рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Это означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Осуществление заказчиком закупки работ по разработке рабочей документации, строительству, реконструкции, поставке оборудования и материалов единым лотом не гарантирует оптимальную стоимость каждого отдельно взятого этапа.

При отсутствии рабочей документации описание объекта закупки не может носить объективный характер, не могут быть в полной мере указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.

Объединение в один лот работ по разработке рабочей документации, а также работ по организации строительства или реконструкции влечет ограничение количества участников закупки.

Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.

Так, контракт на разработку рабочей документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства – с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

На основании вышеизложенного, неправомерно объедение в один объект закупки работ по разработке рабочей документации и работ по организации строительства, такое объединение не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствие с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В свою очередь, нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующей закупки недействительной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Кроме того, прокуратура разъясняет требования законодательства в части установления заказчиками требований о генеральном допуске СРО к участникам размещения заказа на проведение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В случае, если работы по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень утвержденный ПриказомМинрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»(далее – Приказ № 624) лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или, соответственно, свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия.

Свидетельство выдается саморегулируемой организацией только, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

В соответствии с требованиями части 5.1. статьи 48, части 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчикам, осуществляющим закупку строительных работ, подпадающих под действие Приказа № 624,в требованиях к участнику закупокследует указывать только требование о наличии «свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации» и «свидетельства о допуске к работам по организации строительства», требование к участникам закупкио наличии допусков на конкретные виды работ устанавливать не следует. Требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работне соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения субподрядчиков, обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копии соответствующей лицензии, является нарушениемпункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.