Кто из первоуральских педагогов в этом году будет носить гордое звание «Учитель года»? На базе школы №32 прошла вторая часть очного этапа конкурса, где педагоги, ставшие финалистами, представили на суд жюри программу мастер-классов.
Перед тем, как стать финалистом конкурса и представить свои наработки непосредственно жюри, участники проходят заочное соревнование. Каждый оформляет накопленный за последние три года опыт в виде аналитической записки. В ней значатся последние педагогические наработки, результаты участия в профессиональных мероприятиях, а также достижения учеников в различных олимпиадах и конкурсах. Очный же этап подразумевает проведение открытого урока для незнакомой аудитории и мастер-класс для коллег.
В конкурсе «Учитель года» в этом сезоне соревнуются 16 участников: 10 – школьные учителя и 6 – педагоги дошкольных организаций. По условиям конкурса, в финал, а именно на очный этап, попали лишь три конкурсанта.
– Особенность этого года – финалистами стали учителя-предметники, хотя обычно много заявок от педагогов начальных классов, – отметила Ольга Баширова, заместитель председателя жюри. – Это Эрика Волкова, учитель технологии школы №10, Анна Волошко, учитель физкультуры школы №7, и Юлия Бычкова, учитель географии школы №4.
Все они уже провели открытые уроки, и теперь настала очередь мастер-классов. Эрика Волкова представила вариант, где в процесс оказываются вовлеченными сразу три стороны: учитель, ребенок и родитель. По словам Эрики Александровны, такая форма работы способствует укреплению семейных ценностей. Участники мастер-класса распределились на роли родитель-ребенок и вместе за считанные минуты сделали открытки, а затем обсудили их на общем «вернисаже».
– Мастер-класс – достаточно известная форма взаимодействия для учителей, родителей и детей. Соединить их – удачный ход: все вместе занимаются одним делом. Ведь чаще всего родители посещают школу по организационным вопросам. А на мастер-класс приходят за общением с ребенком в другой обстановке, за творчеством, за настроением, а моя задача – сделать это общение ярким и запоминающимся. Этот опыт они могут перенести и домой. Все это меняет отношения в семье к лучшему, – уверена Эрика Волкова. – Я жду ответной реакции от педагогов, которые тоже будут работать в этом направлении, и, может быть, вместе мы изобретем что-то еще более новое.
А вот Анна Волошко, учитель физкультуры, подвигла аудиторию и вовсе танцевать на сцене:
– Я представила ряд упражнений под музыку, технологию группового обучения. Она уместна и на физкультуре, и на других уроках, и на классных часах, и даже в повседневной жизни. Все для того, чтобы ребята учились сами добывать знания, овладевать ими. Еще развиваются коммуникативные качества.
Одно из упражнений в технологии Анны Волошко называлось «Атомы и молекулы». Анна отметила, что упражнение применимо не только на физкультуре, но и к естественнонаучным дисциплинам, таким, как химия.
Юлия Бычкова, учитель географии школы №4, рассказала о необычной интерпретации изучения географии. Кроме учебника и контурных карт она предложила применять на уроках тексты, как научные, так и художественные, которые, например, описывают моря. И с помощью этих описаний надо угадать наименование объекта. Чем и занимались участники мастер-класса Юлии Бычковой.
Обычно критерии оценки открытого урока и мастер-класса пересекаются. Сюда входят актуальность и новизна, уместность заявленных подходов и результативность. Конечно, коммуникативные навыки конкурсанта и творческая составляющая в работе. Оценивают конкурсные выступления по этим параметрам представители управления образования, педагогической общественности города, профсоюзной организации, победители конкурса «Учитель года» прошлых лет, каждый раз жюри меняется.
– Каждый педагог – самобытен. А тот опыт, который демонстрируют участники, абсолютно любой учитель может взять на вооружение и применить, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Он универсален, – подытожила Ольга Баширова.
Результаты конкурса объявят 4 октября на торжественном праздновании Дня учителя.